Логистика. Склады временного хранения
Склад временного хранения: казнить нельзя помиловать

Какие действия владельцев складов временного хранения, словно запятая в расхожей амфиболии, влекут административную ответственность, и как действовать в рамках закона — на конкретных кейсах разбирают наши эксперты.

Склад временного хранения: опции и риски

Под временным хранением товаров действующее законодательство понимает хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством, без уплаты таможенных пошлин и налогов. Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля. При этом владелец склада временного хранения обязан вести учёт хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчётность о них.

Владельцы складов временного хранения таможенным законодательством ЕАЭС и Российской Федерации относятся к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере таможенного дела. Их деятельность из-за специфики оказываемых услуг находится под пристальным вниманием таможенных органов. В первую очередь это связано с тем, что склад временного хранения, несмотря на то, что по сути является коммерческим предприятием, используется государством для контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами. Именно поэтому в главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливается ответственность за нарушения в сфере таможенного дела не только для склада временного хранения, как юридического лица, но и для виновного физического лица.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Административная ответственность владельцев складов временного хранения

Анализ судебной практики показывает, что чаще всего владельцы складов временного хранения привлекаются к административной ответственности за нарушения при подаче отчётности таможенным органам. Ниже мы рассмотрим наиболее знаковые судебные дела по привлечению к административной ответственности владельцев складов временного хранения и попробуем определить основные критические точки, на которые владельцам склада временного хранения надо обратить особенное внимание.

  1. Указание достоверных сведений о товаре в документе отчетности владельца склада временного хранения.

Находкинская таможня привлекла ООО «Восточная Стивидорная Компания» к административной ответственности на основании статьи 16.15 за предоставление таможенному органу при выдаче товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, документа отчетности (форма ДО-2), содержащего недостоверные сведения о весе брутто товара. Этой статьёй предусмотрена административная ответственность за непредставление, нарушение сроков отчётности или недостоверные сведения. Суды, включая Верховный суд Российской Федерации (Определение от 27 апреля 2017 года №303-АД17-3345) согласились с Находкинской таможней, сославшись, в том числе, на положения Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 N 2688 (далее — Порядок).

Как предусмотрено пунктом 30 Порядка, владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учёт хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 — отчётность, формируемая при принятии товаров на хранение; ДО-2 — отчётность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения; ДО-3 — отчётность, представляемая по разовому требованию таможенного органа. В соответствии с пунктом 32 названного Порядка отчётность, формируемая при выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2, представляется владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днём вывоза товаров с территории СВХ. Выдача и вывоз товаров с СВХ осуществляется на основании таможенной декларации. За неисполнение своих обязанностей при временном хранении товаров владелец склада временного хранения несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Доводы компании, о том, что причиной представления недостоверных сведений в отчёте ДО-2 о весе товара, послужили действия таможенного органа, что исключает вину, судом были отклонены как ошибочные, поскольку ООО «Восточная Стивидорная Компания» не проявило должную осмотрительность, не организовав проверку сведений, предоставленных таможенным органом.

В другом случае суды (дело N А32-30758/2016) за малозначительностью прекратили дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Новорослесэкспорт», но при этом указали, что представление Новороссийской таможне организацией содержащего недостоверные сведения отчета по форме ДО-2 образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ. При этом представление каждой из форм отчётности является отдельным юридически значимым фактом, который влечёт юридически значимые последствия. Таким образом для привлечения к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ не имеет значения форма, по которой была представлена отчётность, и количество её представления. Документы отчётности являются самостоятельными формами и не связаны между собой основанием возникновения обязанности по их предоставлению. В конкретном случае тот факт, что организация ранее привлекалась к административной ответственности по факту представления недостоверной отчётности по форме ДО-3, не исключает повторного привлечения к ответственности за представление отчётности по форме ДО-2, содержащей те же недостоверные сведения.

  1. За ошибку работника склада временного хранения отвечает организация.

Новороссийская таможня привлекла ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» к административной ответственности на основании статьи 16.15 КоАП РФ на основании того, что склад временного хранения в отчёте таможенному органу из-за технического сбоя программного обеспечения, произошедшего по вине работника предприятия, указал неправильный номер декларации на товар. Компания обратилась в суд, оспаривая принятое таможней постановление, ссылаясь на малозначительность допущенного правонарушения.

Суды отказали ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП», ссылаясь на то, что компания, являясь профессиональным лицом, осуществляющим функции по временному хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, вступая в соответствующие правоотношения, знала о существовании установленных обязанностей, должна была и могла обеспечить их выполнение. Неисполнение же юридическим лицом требований законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником, по мнению судов, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности. Несоблюдение сотрудниками компании норм и правил в области таможенного дела, как раз и свидетельствует о недостаточности принятых в компании мер, а, следовательно, о наличии вины ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» в совершении административного правонарушения (дело N А32-40766/2016).

  1. Сроки предоставления отчетности владельцем склада временного хранения.

Ханты-Мансийская таможня привлекла к административной ответственности открытое акционерное общество «Российские железные дороги» по статье 16.15 КоАП РФ за нарушение сроков предоставления отчётности таможенному органу. Компания, посчитав, что установленный срок для совершения какого-либо действия в сфере таможенного составляет до двадцати четырех часов, и на то, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения режим работы таможенного поста, поскольку соответствующее толкование нормы приводит к ограничению прав участника таможенных правоотношений при выполнении возложенных на него обязанностей и ставит его в зависимость от действий отдельных таможенных органов, не согласилась с решением таможни и обратилась в суд. Суды, рассматривая данное дело, (дело № А75-6835/2017), указали, что положениями пункта 32 Порядка прямо предусмотрено, что отчётность по форме ДО-1 предоставляется не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ. Вместе с тем суды отметили, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. В рассматриваемом случае существенное значение для решения вопроса о вине компании по мнению судов является возможность неоднозначного толкования рассматриваемой в данном случае нормы пункта 32 Порядка, нарушение которой вменено в вину ОАО «РЖД» и которая, с одной стороны, противоречит положениям абзаца первого пункта 7 статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза, а с другой стороны, согласуется с нормой абзаца второго того же пункта статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза. Иными словами, возможной причиной неправильного толкования Компанией нормы пункта 32 Порядка предоставления документов могла стать противоречивость положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в одной сфере правовых отношений. Таким образом, поскольку у судов имелись неустранимые сомнения в виновности ОАО «РЖД» в совершении вменяемого ему административного правонарушения, дело об административном правонарушении было прекращено.
Рассмотренные примеры из судебной практики однозначно свидетельствуют о том, что владельцам складов временного хранения необходим всесторонний и полный контроль за предоставлением отчётности таможенным органам — ведь цена ошибки может оказаться слишком велика!

Made on
Tilda