Таможенный иммунитет
Таможенный иммунитет: правовой практикум
Зачем импортёру лакокрасочных материалов разбираться в вопросах таможенного регулирования и валютного контроля? О тонкой грани между правами и обязанностями участников внешнеэкономической деятельности, а также о наиболее эффективных способах доказать свои права в таможенных органах при ввозе ЛКМ рассказывают адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» Оксана Курочкина и генеральный директор Консалтингового агентства JUST LOGISTICS Людмила Тесёлкина.
Актуальность проблемы
По статистике государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) за первую половину 2017 года ввезли 34,2 тыс. тонн водно-дисперсионных красок на сумму 85 млн. долларов США. Как следует из отчета Евразийской экономической комиссии, этот показатель вырос на 5,6 % в количественном и на 6,4 % в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отмечается заметное увеличение доли импорта лакокрасочных материалов, в том числе и в Российскую Федерацию, однако при этом у импортёров по-прежнему возникает большое количество вопросов по таможенному оформлению и валютному контролю.
Ситуацию во многом делают нестабильной изменения в таможенном законодательстве, ведь с 1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, были внесены существенные изменения в правила валютного регулирования. Изменились и подходы, и методики самих таможенных органов в отношении проверки заявленных импортерами при таможенном оформлении сведений.
В настоящей статье авторы, не претендуя на всеобъемлемость, на примере проведённого анализа актуальной судебной практики и последних изменений законодательства, выделили основные болевые точки, требующие от импортёров повышенного внимания и ответственности при осуществлении внешнеэкономических сделок.
Корректировка таможенной стоимости товаров
Таможенные пошлины рассчитываются исходя из таможенной стоимости товара — поэтому все документы, касающиеся подтверждения ценовой информации, должны быть тщательно подготовлены и согласованы с контрагентом. Успешным примером подтверждения импортёром таможенной стоимости является дело №А40-36977/2017-121-344 (http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/41ebaf0e-8ef9-42ac-82d7-c94526830c75/f899fe86-6908-4eae-bfac-6ea97393d238/A40-36977-2017_20170428_Reshenija_i_postanovlenija.pdf).
В Российскую Федерацию из Китая были ввезены сырьевые материалы для производства лакокрасочных материалов. Таможенная стоимость определялась импортером по «первому (основному)» методу таможенной оценки товаров, то есть по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В обоснование заявленного метода в таможенный орган компания представила учредительные документы, внешнеторговый контракт, инвойсы, товаросопроводительные документы и пр. В ходе контроля таможенный пост принял решение о более тщательной проверке и запросил дополнительные документы. Бумаги были представлены, однако Московская областная таможня приняла решение о невозможности использования первого метода определения таможенной стоимости и определила таможенную стоимость товара на основании шестого «резервного» метода таможенной оценки.
Суд в споре встал на сторону импортёра. Во-первых, основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который и был применён импортёром. Также суд процитировал разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», согласно которым единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, является его недостоверное заявление декларантом. В связи с этим, при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли своё подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе, с учётом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Суд посчитал, что импортёром при таможенном оформлении были представлены все доказательства заключения сделки, на основании которой приобретён товар, условия сделки сторонами соблюдены. При этом таможенным органом не было установлено обстоятельств недействительности контракта либо представленных товаросопроводительных документов, как и доказательств того, что указанные в документах характеристики товаров и их стоимость не согласованы сторонами.
Также суд указал, что обязанность доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе. Поскольку в конкретном споре таможенный орган этого не сделал, суд пришёл к выводу о том, что у таможни отсутствовали основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара.
Стоит отметить в данном решении ещё один важный аспект: суд посчитал, что отмена вышестоящим таможенным органом принятого Московской областной таможней в порядке ведомственного контроля решения о корректировке таможенной стоимости товаров само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствует об отсутствии предмета спора. Отмена ненормативного акта издавшим его органом не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как, в каждом из указанных случаев, наступают различные правовые последствия. При отмене самим органом, акт считается недействующим с момента его отмены, а при признании ненормативного акта недействительным (незаконным) в судебном порядке устанавливается юридический факт недействительности акта с момента его издания.
Изменение кода ТН ВЭД ЕАЭС товаров
Размер взимаемых таможенных пошлин при ввозе товара зависит от того, какой код товарной номенклатуры присваивается тому или иному виду продукции. И здесь крайне важно определить код ТН ВЭД правильно. Ведь это влияет не только на сумму уплачиваемых таможенных платежей, но и на риски привлечения импортёра к административной ответственности за нарушение таможенных правил. Как пример рассмотрим дело № А43-38019/2017 (http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3b205bc9-4df7-4ef3-a3da-84eb0960ee31/702b05a6-2c2a-4764-895f-81be8e5658ea/A43-38019-2017_20180326_Reshenija_i_postanovlenija.pdf), когда таможенный орган вынес постановление о привлечении компании, импортирующей растворитель сложный органический к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посчитав, что компания указала в таможенной декларации недостоверные сведения о товаре и коде ТН ВЭД. Импортёр не согласился с вынесенным в отношении него постановлением и обратился в суд.
Суд, принимая решение в пользу таможенного органа, сослался на Постановление Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства», которым определено, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе, неполные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений. В таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по товарной номенклатуре. Поэтому классификация на основании заявленных в таможенной декларации сведений без учёта характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации, не может считаться надлежащей, а описание товара — полным.
Таким образом, заявление в таможенной декларации неполных сведений о товаре, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данному товару, исходя из недостающих в декларации сведений и послужившее в связи с этим основанием освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Сведения о качественной характеристике товара следует рассматривать как сведения, необходимые для его классификации в таможенных целях, поскольку они непосредственно влияют на отнесение товара к подсубпозициям ТН ВЭД, каждая из которых имеет код и устанавливает подлежащую применению ставку таможенной пошлины. Урок для импортёров более чем назидателен: проявляйте больше сознательности в отношении своих действий при определении кода товарной номенклатуры ввозимого товара!

Нарушение требований валютного контроля
Таможенные органы также уполномочены осуществлять контроль за соблюдением участниками ВЭД правил валютного регулирования, которые установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон). Они заключаются в требовании по ведению всех валютных операций на территории РФ через уполномоченные банки, в запрете на расчёты в иностранной валюте между резидентами, в требовании репатриации денежных средств и ряде других обязательных требований. Законом установлены также основные правила валютного контроля. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам валютного контроля принимаются Банком России, Правительством РФ и Федеральной налоговой службой в случаях, предусмотренных Законом.
В настоящее время в связи с вступлением в силу Инструкции Центрального Банка от 16 августа 2017 г. N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их предоставления» (далее — Инструкция) паспорта сделки по внешнеэкономическим (кредитным) контрактам отменены. При этом сохраняется обязанность предоставления валютными резидентами Российской Федерации в уполномоченные банки документов по заключенным сделкам (предполагающим осуществление валютных операций) с нерезидентами. Каждой подобной сделке присваивается уникальный идентификационный номер, подтверждающий её постановку на учёт. При этом местом сделки может быть любая страна, в том числе и территория Российской Федерации.
Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Таким образом, Федеральная таможенная служба в настоящий момент также наделена полномочиями органа валютного контроля и может давать разъяснения, касающиеся применения норм валютного законодательства.
В настоящее время в законодательство о валютном контроле были внесены существенные изменения. С 14 мая 2018 года введена новая редакция части 1.1 статьи Закона, предусматривающая закрепление за резидентами обязанности по обязательному указанию сроков исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам) в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности. Уполномоченные банки также имеют право отказывать клиентам в проведении валютных операций, если их проведение нарушает положения Закона или положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, а также в случае представления лицом документов, не соответствующих требованиям Закона.
Кроме того, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: санкции статьи 15.25 КоАП РФ дополнены мерами административной ответственности в виде фиксированного размера штрафа для должностных лиц за осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств; предусматривается ответственность в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет за повторно совершенные должностными лицами административные правонарушения по частям 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ. На практике чаще всего импортеры химической продукции сталкиваются с двумя проблемами при необходимости соблюдения правил валютного регулирования. Рассмотрим более подробно каждую из этих проблем.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ преследуется несоблюдение юридическим лицом установленных сроков и порядка представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, порядка представления отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Иными словами, законодателем установлено, что ответственность для резидента наступает не только за нарушение сроков предоставления валютных документов, но и за нарушение порядка их представления (включая сами обязанности по их представлению).
Также резидентов привлекают к административной ответственности за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги (ст. 19 Закона).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 5227/09, компания может быть признана невиновной за совершение административного правонарушения по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ при одновременном наличии двух условий:
  • отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на счета в уполномоченных банках;
  • принятии резидентом необходимых и исчерпывающих зависящих от него мер для получения этих средств.
Исходя из анализа судебной практики указанными мерами, направленными на возврат денежных средств и обосновывающими добросовестность резидента, могут признаваться:
  • указание в договоре способов обеспечения исполнения обязательств;
  • установление мер договорной ответственности (неустойки и т.д.);
  • страхование коммерческих рисков по договору;
  • частичная оплата по договору;
  • ведение деловой переписки с контрагентом с пояснениями ему возможных последствий невозврата денежных средств;
  • направление контрагенту официальной претензии о неисполнении обязательств;
  • обращение резидента с исковым заявлением о возврате денежных средств в суд, в соответствии с подсудностью, установленной договором;
  • если требования резидента были включены в реестр требований кредиторов в ходе процедуры банкротства / ликвидации контрагента в стране его нахождения (в случае, если контрагент будет ликвидирован или признан банкротом);
  • обращение к иностранной юридической фирме по месту нахождения контрагента с запросом содействия в процедуре взыскания денежных средств с контрагента;
  • обращение в Посольство иностранного государства в Российской Федерации с просьбой о содействии в урегулировании ситуации с погашением задолженности.
Исходя из приведённых примеров, , планирующим заключать сделки с нерезидентами или осуществлять таможенное оформление ввозимых товаров, авторы рекомендуют обратить особое внимание на соблюдение требований таможенного законодательства, валютного контроля, а также имеющуюся судебную и правоприменительную практику, поскольку санкции за нарушения крайне суровы, а ответственность — весьма велика. Правовая щепетильность и грамотность должны присутствовать на этапе заключения внешнеторгового контракта, а не в момент требований от таможни предоставить пояснения и дополнительные документы — понадеявшийся «на авось» импортёр в глазах таможенных органов и правосудия пополняет группу риска. Предупреждён — значит вооружён!

Made on
Tilda