Таможенная стоимость: новые нормы о главномНовый Таможенный кодекс, вступивший в силу c января этого года, призван урегулировать таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС. Упростилось ли по факту прохождение таможенного контроля, как теперь рассчитывается и декларируется таможенная стоимость товаров — разбираются наши эксперты Людмила Тесёлкина, Оксана Курочкина и Елена Попова.Определение таможенной стоимостиТаможенная стоимость (ТС) — параметр, который формируется из стоимости (идентичного или однородного) товара и суммы всех расходов, понесенных участником ВЭД до момента декларирования в Российской Федерации (т.е. расходов на иностранной территории, кроме территории Таможенного союза). Исходя из данной величины высчитываются все необходимые к уплате таможенные пошлины, налоги, акцизы и сборы. Она определяется декларантом, но в то же время контролируется таможенным органом.
Правильность определения ТС была и остаётся одним из самых конфликтных вопросов в области таможенного регулирования. Ведь участники ВЭД на период проведения таможенных проверок и в случае оспаривания принятых таможенным органом решений о корректировке ТС на длительное время извлекают из оборота значительные суммы — для внесения денежного залога в обеспечение уплаты таможенных платежей, а количество оспариваемых решений таможенных органов по корректировкам ТС не уменьшается из года в год.
Новый подходВсе участники внешнеэкономической деятельности с нетерпением ждали окончательной редакции нового Таможенного кодекса ЕАЭС с 1 января 2018 года, а также решений, разъясняющих новые нормы и порядок их применения. Новый кодекс эволюционировал из старого и, являясь его продолжением, должен стать более гибким и функциональным инструментом таможенного контроля, адаптированным к современным бизнес-реалиям. Пока не все нормы нового ТК ЕАЭС вступили в силу и не до конца разъяснены, импортерам следует с удвоенным вниманием контролировать моменты, связанные с определением и подтверждением заявленной ТС и её структуры. Рассмотрим самые «узкие» моменты.
Революционных изменений в области привычных понятий «таможенная стоимость» и «методы определения таможенной стоимости» законодатели не привнесли. Однако теперь данные категории напрямую регулируются нормами международного права — статьёй VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
В новейшем таможенном законодательстве отсутствует понятие «декларирования» таможенной стоимости, в основу поставлено понятие «декларирование товара». Законодатель также определил перечень процедур, для которых ТС не определяется, а именно: при таможенном транзите, таможенном складе, уничтожении, отказе в пользу государства, специальной таможенной процедуре.
Новым ТК ЕАЭС предусмотрена проверка таможенных, а также иных документов и сведений, начатая до «выпуска» товаров. Ранее, справедливым нареканиям со стороны делового сообщества, занятого внешней торговлей, подвергалась норма о том, что дополнительная проверка ТС может быть проведена только и исключительно в рамках процедуры условного выпуска с обязательным внесением обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей. Неоднократно в практике авторов происходили случаи, когда выпуск с обязательной процедурой условной корректировки ТС происходил даже в тех случаях, когда требовались незначительные уточнения заявленных сведений о ТС и её структуре, а предоставить дополнительные уточняющие документы и сведения в срок проведения проверки таможенной декларации не было возможно на законодательном уровне.
Если таможенные органы начнут широко применять процедуру проверки документов и сведений, подтверждающих таможенную стоимость до выпуска товаров и в сроки проверки декларации, количество условно откорректированных товаров существенно снизится.Изменён понятийный аппарат определений в части регулирования ТС — вместо положений о «корректировке таможенной стоимости» в новом ТК ЕАЭС установлен порядок оформления документов по внесению «изменений в таможенную декларацию» в части, касающейся изменения сведений о таможенной стоимости:
- до выпуска товаров — требования о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию;
- после выпуска товаров — решения о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию.
Как и прежде вся система таможенного контроля основывается на применении системы управления рисками. Как следует из последнего доклада Президенту уполномоченного по правам предпринимателей, на сегодняшний день существует более 40 тысяч действующих профилей риска, определенных ФТС России. По различным экспертным оценкам 85% из них являются стоимостными, то есть содержат информацию о минимальной допустимой стоимости товара, классифицируемого одним кодом, детализированных по стране отправления. Если автоматизированная система таможенного контроля на этапе проверки декларации не выявила в отношении декларируемого товара действующий профиль риска, то выпуск товара осуществляется автоматически. К сожалению, стоит отметить, что при принятии решений о корректировках ТС зачастую используется ценовая информация об идентичных/однородных товарах, не соответствующая фактически сложившейся на рынке или значительно устаревшая.
Уполномоченный по правам предпринимателей Герман Титов для решения данной проблемы предлагает: систематизировать создание новых профилей рисков, унифицированных для всей таможенной территории Российской Федерации; определить случаи раскрытия информации, содержащейся в профилях рисков; обеспечить аудит существующих профилей риска со стороны других государственных органов (Минфин, Счетная палата, аппарат уполномоченного); разработать и внедрить дополнительные критерии эффективности СУР; разработать и утвердить порядок использования таможенными органами ценовой информации, предоставляемой участниками ВЭД; утвердить нормативно-правовой акт, устанавливающий требования к перечню и оформлению документов, запрашиваемых таможенными органами в рамках дополнительной проверки ТС.
Механизмы и рискиПри срабатывании системы управления рисками таможенным органом обязательно должна быть проведена дополнительная проверка и анализ документов, подтверждающих заявленную ТС.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ — запрашивается комплект документов, поименованных в таможенной декларации. Срок предоставления таких документов — 4 часа (максимальный — 1 рабочий день). Непредставление данных в установленный срок влечёт за собой отказ в выпуске товара.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ — инспектор анализирует предоставленные на первом этапе документы и, если предоставленный комплект документов достаточен для принятия положительного решения о заявленной таможенной стоимости, товар выпускается. Если же инспектор всё-таки выявил признаки недостоверности в структуре заявленной ТС, либо представленных документов недостаточно для принятия решения — запрашивается комплект дополнительных документов, и выпуск товаров производится под обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов с направлением декларанту расчёта размера обеспечения.
Положениями таможенного законодательства определено (и на это нужно обратить особое внимание!), что запрос дополнительных документов и (или) сведений у декларанта должен быть обоснованным и обязан содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, соответствующим образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учётом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ — запрошенные таможенным органом дополнительные документы, не представленные в сроки выпуска товаров, для завершения проверки таможенных и иных документов могут быть предъявлены декларантом также после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации ДТ. Проверка полученных документов должна быть завершена таможенным органом в течение 30 календарных дней со дня их представления. Предусмотрено, что таможенным органом в процессе проведения проверки могут быть запрошены иные уточняющие сведения, тогда срок приостанавливается еще на 10 дней.
Основания для корректировки сведений о таможенной стоимости заявленных в таможенной декларации конкретизированы законодателем и их можно условно обозначить как:
- представленные участником ВЭД дополнительные документы и сведения не подтверждают соблюдение положений таможенного законодательства, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, в том числе о достоверности и полноте проверяемых сведений, и не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении;
- участником ВЭД не представлено ни одного дополнительного документа.
На сегодняшний день законодатель во многом идёт на встречу участнику ВЭД. Действующим законодательством предусмотрено, что таможенные органы принимают таможенную декларацию, по которой ранее ввозились идентичные товары в случае, если в их отношении ТС была определена по 1 методу определения ТС (по стоимости сделки с идентичными товарами), а также по результатам контроля подтверждены достоверность и полнота проверяемых сведений. Можем ли мы говорить о том, что оба условия взаимосвязаны, то есть для принятия ТС по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами по структуре и методу, заявленному декларантом, необходимо, чтобы ранее по идентичному товару в рамках одного и тоже контракта при неизменных условиях был проведён контроль ТС с запросом дополнительных документов и решение по ТС было принято после выпуска товаров? Или возможно применение этого условия, если в процессе декларирования и в сроки выпуска товаров таможенным органом было принято решение по структуре и методу определения ТС, заявленной декларантом? Возможность использования ранее принятого решения по ТС в отношении идентичных товаров явилась серьезным шагом навстречу участникам ВЭД, в то же время непонимание условий использования данной возможности зачастую приводят к нивелированию такого упрощения в целом.
Новый Таможенный кодекс закрепляет за таможенным органом право при проведении контроля ТС товаров запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если же документы не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения или таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений таможенного законодательства, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах, тогда перечень запрашиваемых документов может включать в себя коммерческие, бухгалтерские документы, сертификаты о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения.
На практике таможенными органами в полной мере используется представленный механизм контроля, то есть запрос документов включает в себя все 14 видов (групп) документов. Например, если хотя бы по одному из двадцати задекларированных товаров был выявлен более низкий уровень, чем установленный профилем риска, таможенным органом проводится проверка документом и сведений, то есть запрашивается полный комплект документов, выпуск товаров осуществляется при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. И здесь одновременно возникают ещё две интересные ситуации.
Во-первых, для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров, в частности, может быть использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа. Есть чёткое определение: «товары того же класса или вида — товары, которые относятся к одной группе или ряду товаров, включая идентичные и однородные товары, и изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности». Таким образом, при определении размера обеспечения таможенным органом может быть использована информация о стоимости товаров, относящихся к одной группе или ряду товаров, например, классифицируемых одним кодом ТН ВЭД, и в основе расчёта могут быть использованы стоимостные характеристики товаров, сформированные, например, без учета репутационных характеристик.
Во-вторых, предлагаемый размер обеспечения, порой даже не соизмерим с теми трудозатратами, который несёт участник ВЭД, обеспечивая сбор всех запрошенных документов. Более того, накладывая на декларанта обязанность по предоставлению документов, законодательством предусматривается также дача объяснений, по которым запрошенные документы не могут быть представлены.
Резюме: для подтверждения ТС товара участник ВЭД должен объяснить таможенному органу весь механизм организации и исполнения внешнеэкономической сделки, предоставить информацию о реализации товара на внутреннем рынке, исследовать механизм ценообразования, в том числе, цены на внутреннем рынке, провести работу с иностранным контрагентом по предоставлению им информации о товаре — то есть, фактически создаётся ситуация, при которой зачастую легче уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи, чем задействовать целый круг лиц, которые могли бы подготовить, собрать, проанализировать запрошенную информацию, а также проконтролировать порядок и сроки её предоставления в таможенные органы.
При этом стоит отметить, что отрицательная для участников ВЭД судебная практика по делам о корректировке ТС немногочисленна и связана в основном с наличием неустранимых противоречий в представленных декларантами документах в подтверждение заявленной ТС. Результаты рассмотрения подобных споров зависят от наличия у таможенного органа необходимой информации, полноты представленного основного и дополнительного комплектов документов и сведений, а также наличия либо отсутствия противоречий и неточностей (технических недостатков) в них, конкретных оснований для возникновения сомнений в правильности заявленной ТС и разницы в отклонении от цен на однородные/идентичные товары.
Принятие предварительных решенийОтдельно остановимся на таком не новом, но вновь возрожденном понятии — «принятие предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости» ввозимых товаров. Ранее таможенным органам было запрещено принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113 311-ФЗ). Согласно ТК ЕАЭС предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено национальным законодательством стран-участниц Союза. Согласно проекту нового федерального закона о таможенном регулировании порядок принятия и выдачи предварительных решений должен быть разработан ФТС России.
Примерный перечень действующих основных правовых актов по вопросам регулирования различных аспектов категории «таможенная стоимость»Таможенный Кодекс ЕАЭС (глава 5, ст. 313, 324, 325, 326, ст. 112, 113, 121, 125)
Новая редакция ФЗ «О таможенном регулировании»
Федеральный закон «О таможенном регулировании» № 311-ФЗ от 27.11.2010
Соглашение ТС «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС» от 25.01.2008
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09. 2010 г. N 376
«О порядках декларирования, контроля и корректировки
таможенной стоимости товаров»
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03. 2018 г. N 42
«Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной
стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию
Евразийского экономического союза»
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. N 82
«Об утверждении Положения об особенностях определения
таможенной стоимости отходов»
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. N 83
«О расчете дополнительных начислений при определении
таможенной стоимости товаров»
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 июня 2018 г. N 103
«Об утверждении Порядка отложенного определения
таможенной стоимости товаров»
Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 ноября 2016 г. N 20
«О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей
за использование объектов интеллектуальной собственности к цене,
фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары»
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»Письмо ФТС России от 7 октября 2016 г. N 01-11/50874 «О применении пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18»