Переработка на таможенной территории


Людмила Тесёлкина, генеральный директор

ООО «Консалтинговое агентство Just Logistics»,

советник президента Российского союза

предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности

СОЮЗЛЕГПРОМ по таможенной политике

tlv@justlog.ru

Елена Попова, заместитель руководителя

Московского представительства

АО «ИнВест Мультимодал»,

доцент кафедры «Таможенное дело и ВЭД»

Московского социально-экономического института

popova@fpk.ru

Оксана Курочкина, адвокат

АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО,

член Совета ТПП РФ по таможенной политике

kurochkina@law4.biz


«Переработка на таможенной территории»: курс на оптимизацию логистики в текстильной и лёгкой промышленности

Почему переработка товаров на таможенной территории злободневна в первую очередь для предприятий текстильной и лёгкой промышленности, работающих с ввозимым сырьём? Реалии, подводные камни и перспективы разрешительной таможенной процедуры на примере российских компаний, отшивающих коллекции ready—to—wear для крупных иностранных брендов из импортных тканей и фурнитуры — в аналитике наших экспертов.

Актуальность для бизнеса

Использование таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» приобретает всё большую актуальность в современных российских экономических условиях, поскольку её применение решает два ключевых вопроса: привлечение инвестиций в перерабатывающие производства и существенное увеличение объёмов экспортируемой продукции (к 2020 году, напомним, он должен составить 250 млрд. рублей).

По проведённым Российским союзом предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности СОЮЗЛЕГПРОМ исследованиям: для российских дизайнеров и швейных производств сегодня крайне актуальна возможность получения заказов от мировых ритейлеров на отшив одежды из давальческого сырья. Правильно внедрённая практика «Переработки на таможенной территории» могла бы существенно расширить производственные мощности отечественных предприятий лёгкой промышленности. Возможность принимать заказы от иностранных компаний на производство одежды, обуви и аксессуаров в значительной степени способствовала бы подъёму конкурентоспособности швейной промышленности и модной индустрии в целом при одновременном росте несырьевого экспорта.


За 2017 г. объём экспорта одежды (61 группа ТНВЭД РФ) из Российской Федерации приблизился к 3000 тонн, что в относительном выражении составляет около 2% от общего количества импортируемой одежды, при этом основная доля пришлась на продукцию, изготовленную с использованием импортного сырья и фурнитуры. Кроме того, по оценкам Росстата, около 90% из 300-330 тыс. человек, занятых в лёгкой промышленности, трудятся на малых и средних предприятиях. В первую очередь, это касается швейной и трикотажной подотраслей — предприятия которых в настоящее время работают не с полной загрузкой.

Суть процедуры
«Переработка на таможенной территории» — таможенная процедура, специально разработанная для отечественных производственных предприятий, которые выпускают экспортную продукцию с использованием импортного сырья и комплектующих. Суть в следующем: иностранные товары, используемые для производства на российском предприятии, ввозятся на срок переработки без уплаты таможенных пошлин и платежей. Таким образом, если продукция предприятия отправляется на экспорт — возникает существенная экономия. Ключевым моментом является отсутствие экономической нагрузки на предприятие в виде таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин. Условия помещения товаров под таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» регламентированы Таможенным кодексом ЕАЭС.

Текущие проблемы применения процедуры. Пути решения

Сложная система и многоступенчатость таможенного законодательства до сих пор существенно тормозят развитие отечественных процессов управления цепями поставок в нашей стране. По расчётному показателю Logistics Index Performance Россия занимает 99 место в мировом рейтинге эффективности логистики, при этом топовым критерием отбора является именно «Эффективность и скорость работы таможни». Эти данные в свою очередь подтверждаются расчётами Всемирного банка в рейтинге Doing Business 2017 — по показателю «Международная торговля» Россия опустилась с 138 позиции на 140 (показатель основывается на подсчёте времени и денежных средств, которые затрачиваются на прохождение границы, и таможенное оформление при экспорте и импорте).

Авторы статьи убеждены: доступность широкому кругу предпринимателей и изменение системы администрирования в части применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» могло бы существенно помочь развитию российского производственного сектора в различных отраслях промышленности и логистики. Вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза даёт большие надежды бизнесу на качественное улучшение таможенного администрирования.

Однако, современная практика применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» в лёгкой и текстильной промышленности пока не идеальна. Рассмотрим ключевые проблемы.







  1. Идентификация

Основной проблемой использования таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» является выполнение условия о возможности идентификации таможенными органами ввозимых тканей и фурнитуры в готовой одежде. Существующие методы и формы идентификации ввозимых тканей и фурнитуры в готовых изделиях в целом не могут быть применены к оценке того факта, что именно ввезённая ткань и фурнитура были использованы при производстве данного предмета одежды.

Для ускорения процессов принятия решения по идентификации изделий лёгкой промышленности, авторы статьи предложили Федеральной таможенной службе России рассмотреть возможность выдачи Торгово-промышленной палатой совместно с СОЮЗЛЕГПРОМом удостоверений об идентификации на соответствующую продукцию. Согласно проведённым предварительным консультациям с экспертами, существующие на сегодняшний день методы исследований текстильного сырья в готовом продукте обеспечивают их стопроцентную идентификацию. В этой связи в порядке эксперимента мы предложили разработать и начать применять выдаваемые ТПП-удостоверения об идентификации иностранных тканей в готовых изделиях. Для этого мы предложили составить методические рекомендации по используемым методам идентификации (процедура сопоставления предварительно отобранных проб и образцов иностранного сырья давальческого сырья) в продуктах их переработки, а также подробное описание и фотографирование рисунков (принтов) на тканях и т.д..

Единые правила идентификации ввозимых для переработки на таможенной территории тканей существенно ускорило бы процесс получения разрешений на применение таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории». Производитель при их наличии смог бы подготовить все необходимые документы и сведения, а таможня могла бы их принять в полном объёме (без предварительного согласования и принятия решения на усмотрение таможенного органа).

Однако, на сегодняшний день данные предложения не нашли положительного отклика, так как по мнению специалистов Федеральной таможенной службы России данной проблемы не существует, а предложенное решение только приведет к жалобам со стороны предпринимательского сообщества об удорожании процесса. Получается, что бизнесу дешевле таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» не применять. При этом, Федеральной таможенной службой России предлагается обеспечивать идентификацию путём предварительного отбора проб и образцов ввозимых тканей и фурнитуры для производства одежды в целях их лабораторных исследований для обеспечения идентификации в готовых изделиях. По опыту авторов, в некоторых регионах получение соответствующих заключений от таможенных лабораторий может занимать от 3 до 6 месяцев. Такие сроки не оставляют возможности для применения рассматриваемой таможенной процедуры.

  1. Срок выдачи разрешения

В настоящее время на рассмотрении Комиссии Евразийского экономического союза находится проект Решения, который предусматривает возможность подачи таможенному органу в качестве заявления для применения таможенной процедуры «Переработки на таможенной территории» таможенной декларации не только в случае необходимости осуществления работ по ремонту товаров, но и на иные работы по переработке товаров, если их стоимость не превышает 10 000 евро.

По мнению авторов, принятие подобного Решения, при одновременном наличии точно и чётко согласованной процедуры идентификации и увеличении суммы таможенной стоимости работ и услуг до 50 000 евро, существенно ускорит и упростит порядок применения таможенной процедуры «Переработки на таможенной территории».

Срок выдачи разрешения на таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» сегодня составляет 15 дней (может быть продлён таможенным органом до 30 дней). Однако на практике в связи с постоянно запрашиваемыми таможенными органами документами, уточняющими заявленные сведения (по большей части именно о способах идентификации тканей и фурнитуры в готовых изделиях лёгкой промышленности), срок принятия решений существенно затягивается. По отдельным обращениям срок рассмотрения возможности применения процедуры затягивался до трёх месяцев. Однако, сумма в 10.000 евро, прописанная в проекте Решения сегодня никак не изменит текущей ситуации.

  1. Меры нетарифного регулирования

До 1 января 2018 года процедура «Переработки на таможенной территории» не предусматривала применения мер нетарифного регулирования к товарам, ввозимым для переработки. Сегодня это является обязательным, несмотря на то, что ввозимые для переработки ткани и фурнитура сохраняют статус иностранного товара.

Необходимость декларировать соответствие ввозимых тканей, фурнитуры и иных комплектующих для производства одежды и других изделий лёгкой промышленности влечёт за собой дополнительные расходы, а также увеличивает срок принятия товаров на переработку минимум на 21 день для исследования проб и образцов при получении протоколов, на основании которых выдаются декларации соответствия на товар.

Варианты решения проблемы:

1) предоставление предприятием, получающим разрешение на переработку товаров лёгкой и текстильной промышленности, дополнительного обязательства о вывозе полученной готовой одежды в полном объёме;

2) ускорение вступления в силу Изменений №1 в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промышленности», в котором предлагается дополнить статью пунктом 4 следующего содержания: «4. В случае, если такая продукция лёгкой промышленности, как материалы текстильные, войлок, фетр и нетканые материалы, меха, кожа и кожа искусственная, производятся или ввозятся изготовителем для целей изготовления готовой продукции лёгкой промышленности и, таким образом, являются сырьём (материалами) для изготовления готовой продукции, обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Технического регламента подлежит готовая продукция лёгкой промышленности. При этом продукция лёгкой промышленности, которая производится или ввозится предприятием для производства готовой продукции, не может выпускаться в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза».

  1. Обеспечение уплаты таможенных пошлин и платежей

Действующим таможенным законодательством предусмотрено, что предприятие лёгкой промышленности при помещении ввозимых тканей и фурнитуры под действие таможенной процедуры «Переработки на таможенной территории» должно предоставить обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей и налогов за исключением тех случаев, когда таможенный орган имеет основания полагать, что условия ввоза тканей для переработки на таможенной территории не будут выполнены (к примеру, готовые изделия одежды будут выпущены для внутреннего потребления).

Однако необходимо отметить, что предоставление денежного обеспечения существенно снижает экономический эффект от применения процедуры и сужает возможности её использования широким кругом участников ВЭД. Решением проблемы могло бы стать предоставление возможности подачи предприятием дополнительного гарантийного обязательства о вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории Российской Федерации в установленный срок, либо ограничение суммы, не требующей обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей, стоимостью работ и услуг по переработке размером до 50 000 (по аналогии с заявлением процедуры переработки на таможенной территории путём подачи таможенной декларации).

  1. Устранённый барьер и освобождение от НДС реэкспортируемой после переработки продукции

Стоит отметить, что ранее существовало ещё одно очень важное препятствие в достижении максимального экономического эффекта от применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории», связанное с тем, что вывозимая готовая продукция лёгкой промышленности, полученная в результате переработки, не подлежала налогообложению по ставке 0 % как при чистом экспорте. Однако, по многочисленным просьбам бизнеса, с 1 января 2018 года стали действовать соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

Авторы уверены, что предоставление предприятиям лёгкой и текстильной промышленности возможности в полном объёме использовать таможенную процедуру «Переработки на таможенной территории» позволит привлечь новые заказы на производство одежды, увеличить объемы экспортируемой продукции, создать новые высокотехнологичные рабочие места, и, в конечном счёте, приведёт к общему повышению мировой конкурентоспособности отрасли. При этом общее распространение практики применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» могло бы существенно повлиять на развитие всех отраслей российской промышленности.

Made on
Tilda