Актуальные вопросы косвенного налогообложения в таможенном союзе (на примере акцизов)
Автор: Оксана Леонидовна Курочкина, адвокат
Объединение России, Беларуси и Казахстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, по замыслу создателей, в первую очередь направлено на увеличение благосостояния населения этих стран посредством расширения возможностей торговли товарами и услугами и роста конкурентоспособности экономик этих стран. На сегодняшний день подобные возможности ограничены значительным количеством барьеров, связанных как с организацией экономической деятельности внутри стран, так и с препятствиями торговле, возникающими на границах между странами. Безусловно, прогресс в деле дальнейшей интеграции экономик стран-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства заключается в том, чтобы минимизировать и устранять влияние подобных факторов и барьеров.
Один из таких барьеров, препятствующий нормальному функционированию Единого экономического пространства, лежит в сфере косвенного налогообложения и связан с акцизами.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе” и принятым в соответствии со статьей 4 указанного Соглашения Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее – Протокол), предусмотрено, что при импорте товаров на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза налоговыми органами государства-импортера взимаются косвенные налоги (пункт 1 статьи 2 указанного Протокола). При этом для целей Соглашения под косвенными налогами понимается налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).
Пунктом 11 статьи 2 Протокола предусмотрено, что суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.
В Республике Беларусь налоговые вычеты по акцизам в настоящее время применяются только в случаях, когда подакцизные товары, по которым уже исчислены (уплачены) акцизы, используются для производства других подакцизных товаров (подпункты 2.1, 2.2 статьи 123 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Согласно пункту 2 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, и объекты, находящиеся под ее юрисдикцией, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 291 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» на вычет относятся суммы акцизов, уплаченные в Республике Казахстан, по подакцизным товарам, использованным в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров.
Таким образом, национальные законодательства государств – членов Таможенного союза предусматривают возможность вычета (зачета) акцизов только в отношении подакцизных товаров, используемых для производства других подакцизных товаров, в то время как Протоколом, для целей вычета (зачета) акцизов, не установлено каких-либо ограничений и условий в отношении дальнейшего использования подакцизных товаров.
В этой связи в Беларуси и в России у хозяйствующих субъектов – плательщиков косвенных налогов, возникает необходимость дважды уплачивать акцизы, без возможности их дальнейшего вычета (зачета) – первоначально на территории Республики Беларусь, а затем при продаже подакцизных товаров в Российскую Федерацию. Иными словами, Протоколом определено право импортера на вычет (зачет) акцизов, уплаченных при ввозе подакцизных товаров, однако на практике оно не может быть реализовано, так как такой порядок отсутствует, а нормы национального законодательства позволяют реализовать право на вычет(зачет) акцизов только в отношении подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров.
По сути, это ведет к двойному налогообложению хозяйствующих субъектов и создает барьер во взаимной торговле, что в конечном итоге препятствует свободному перемещению товаров внутри Таможенного союза.
Правовая природа косвенных налогов предусматривает право налогоплательщика на возмещение косвенного налога, что частично реализуется прописанными в Протоколе механизмами подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения нулевой ставки НДС при перемещении товаров внутри Таможенного союза, при этом акцизы, в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе”, также отнесены к косвенным налогам.
Исходя из изложенного выше, можно прогнозировать внесение дополнений в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г., в части закрепления порядка реализации права импортера на вычет (зачет) акцизов, уплаченных при ввозе подакцизных товаров (не используемых далее в качестве сырья для производства подакцизных товаров) в государствах – членах Таможенного союза.
Полагаю, что такие действия со стороны наднационального регулятора, в полной мере отвечали бы целям обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Итак, слово за регулятором.