Новости

Незаконное перемещение товаров через таможню. Практика статьи 16.21 КоАП

2019-05-15 17:19 3 страница
В январе 2018 года произошел случай, который можно считать началом новой массовой игры на поле таможенных проверок.

В Москве прошел ряд камеральных проверок помещений, арендуемых под склад индивидуальным предпринимателем (далее — ИП). Таможенный орган ссылался на поступившую информацию о возможном незаконном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров, которые ИП приобрел на внутреннем рынке Российской Федерации у третьих лиц. Результаты проверки показали, что принадлежащие ИП товары не могут считаться товарами таможенного союза, поскольку компания-декларант не подтвердила их помещение под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

Таможенный орган возбудил в отношении ИП дело об административном правонарушении по статье 16.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП).

Если раньше и такие проверки, и такие дела по статье 16.21 КоАП были частными случаями, то сейчас мы говорим о новых правилах игры.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него была возможность для соблюдения правил и норм закона, но зависящие от него меры не были приняты. Цена игры. Что сулит статья 16.21 КоАП

Статья 16.21 КоАП РФ за нарушение требований российского и международного законодательства сулит штраф: для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей; для юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, возможно с конфискацией этих товаров.

Действительно ли все так серьезно, мы узнаем из судебной практики. Рекомендуем сделать это вместе с нами, чтобы подготовиться и обезопасить свой бизнес от нежданных штрафов. Чтобы проиллюстрировать масштаб штрафных сюрпризов, приведем пример из судебной практики за 2018 год. Штраф в размере 25 822 996, 80 руб. наложен на акционерное общество «НИИЭФА ИМ. Д. В. ЕФРЕМОВА», г. Санкт-Петербург (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2018 по делу № А56-36115/2018).

В ходе камеральной проверки таможней было установлено, что стоимость приобретенного за границей оборудования «вертикальный металлообрабатывающий центр» была занижена, а при покупке были нарушены правила таможенного оформления. Таможенный орган, конечно же, начислил штраф от величины реальной стоимости. А именно, в размере одной второй стоимости товара: 25 822 996, 80 руб. Не исключен также вариант с конфискацией некорректно оформленных товаров.

Несложно догадаться, что в момент изъятия оборудования производство может остановиться. Поэтому, помимо прямых издержек в виде штрафов, компания может понести экономические потери из-за приостановки производства. Вернемся к тексту статьи 16.21 КоАП.

В статье говорится о двух видах нарушений: незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза и уклонение от уплаты налогов и пошлин. Причем ответственность наступает не только при покупке товаров, но и при пользовании, передаче во владение или распоряжение, хранении и транспортировке.

Обратите внимание, что под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах. А также перемещение с сокрытием от таможенного контроля либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров. Также в расчет берется использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, как это было зафиксировано при проверке в примере выше.

Логика суда

Согласно действующему таможенному законодательству товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.

Таможенные органы и суды, применяя статью 16.21 КоАП РФ, исходят из того, что привлечение предпринимателей к ответственности на основании данной статьи правомерно, если есть доказательства, подтверждающие осведомленность предпринимателя о нарушении закона при покупке и доставке товаров. «При этом суды указали, что Общество как приобретатель оборудования обладало информацией об иностранном происхождении товара еще до его поставки, однако в представленных документах, по которым Общество получило спорный товар, отсутствовала подлежащая указанию информация о номере таможенной декларации и стране происхождения товара.

Таким образом, Общество должно было знать о незаконности ввоза приобретенного им товара», — говорится в вышеупомянутом решении суда по делу «НИИЭФА ИМ. Д. В. ЕФРЕМОВА».

Как может быть доказано, что покупатель знал о незаконности ввоза товаров? К делу могут быть привлечены письменные доказательства: деловая переписка с поставщиком или производителем, информация об аффилированности покупателя и декларанта. Даже факт того, что покупатель ранее самостоятельно закупал товар у поставщика/ производителя.

Вышеизложенные выводы подтверждаются судебной практикой (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по делу № А56-61232/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А4034702/15, Московского городского суда от 06.06.2016 № 4а-854/2016, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2017 по делу № А53-20962/17).

Кто виноват?

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров возникает в момент ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Обязанность возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары либо участвующих в перемещении. Опять же, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения.

В силу статьи 323 Гражданского кодекса РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения долга по статье 16.21 КоАП как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

При ввозе товаров на таможенную территорию обязанность возникает также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. КоАП РФ прямо не предусматривает, является ли лицо, купившее импортный товар на внутреннем рынке РФ для целей дальнейшей перепродажи, субъектом ответственности по статье 16.21 КоАП РФ. Вместе с тем данной статьей не установлен и специальный субъект (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.03.2016 по делу № А7810385/2015).

Факты для доказательства дела о нарушении таможенных правил, в которых в качестве санкции предусмотрена конфискация товаров и транспортных средств у приобретателя или возложение на него обязанности по уплате таможенных платежей, рассматриваются согласно таможенному законодательству с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П. Бывает, что в ходе проверки выявляется, что приобретатель не проявил должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего соблюдения законодательства. Тогда это дает основания говорить о его вине в форме неосторожности.

Аналогичные выводы были сделаны в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 № 167-О. Чтобы выяснить, действительно ли предприниматель знал о непрохождении товарами таможенного оформления на территории РФ и проявил должную степень заботливости и осмотрительности, нужно исследовать фактические обстоятельства. Разрешение этих вопросов относится к прерогативе судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые принимают во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств дела.

Какие документы нужно собирать и хранить?

Зачастую кроме обычных счетов-фактур и товарных накладных у покупателя может ничего не оказаться. В идеале стоит сохранять таможенные декларации на товары, где это возможно.

Попытки подсветить скрытое

Предприниматель может запросить сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, напрямую у таможенного органа. Порядок запроса регламентирован Приказом ФТС России от 31.10.2007 № 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации». Срок ответа таможни и представления сведений не должен превышать 10 дней. Однако на практике таможенные органы, ссылаясь на необходимость получения у инициатора запроса дополнительных сведений, или отвечают по истечении месячного срока, или сообщают о невозможности предоставить необходимую информацию.

Во многом это связано с тем, что таможенное законодательство не возлагает на декларанта прямую обязанность вносить серийные номера и артикулы товаров при оформлении декларации на товары. В результате чего таможенный орган, получая запрос от приобретателя таких товаров, отказывается подтвердить легальность их ввоза на территорию Российской Федерации.

Таким образом, при желании приобретателя импортного товара установить, были ли соблюдены импортером требования таможенного законодательства РФ, он сталкивается как с длительными сроками получения таких сведений, так и с невозможностью подтверждения легальности ввоза продукции.

Видим проблему, предлагаем решение

Описанная проблема «вменения» вины покупателю иностранного товара приобретает серьезные масштабы, превращаясь из частной в общую. Если раньше таможня практически весь контроль товаров проводила во время таможенного оформления, то теперь сроки таможенного оформления приближаются к нескольким минутам. Зато в течение трех лет с момента покупки и ввоза таможня может проверять как декларанта, так и ввезенный товар. Что в нашем случае и происходит.

Решением здесь может стать предоставление онлайн-доступа для покупателей иностранных товаров к базе таможенных деклараций, для проверки легальности ввоза товаров. В настоящее время таможенные органы частично предоставляют возможность получить некоторую часть информации о ввезенных товарах через личный кабинет на сайте ФТС России. Введя номер таможенной декларации, возможно получить описание указанного в ней товара, его стоимость и количество. К сожалению, за кадром остается информация о размере уплаченных таможенных платежей, соблюдении запретов и ограничений при ввозе товаров.

Кроме того, Минфин России разработал проект Административного регламента государственной услуги, в рамках которой таможенный орган будет предоставлять информацию о выпуске товаров. Согласно регламенту, госуслуга предоставляется ФТС России в течение 10 дней со дня получения письменного запроса на бумажном носителе и в течение 5 дней — со дня получения запроса в электронном виде, через Единый портал госуслуг или Личный кабинет на сайте ФТС.

В обращении должны быть указаны следующие сведения:

  • регистрационный номер декларации на товары;
  • указанные в декларации товары;
  • наименование страны происхождения товара, указанной в декларации на товары;
  • количество товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения;
  • порядковый номер товара в декларации на товары.

Кроме того, заявитель указывает сведения о себе. В случае отсутствия каких-либо сведений таможенный орган запросит их дополнительно. Если же не получит их в течение 10 дней, то в оказании госуслуги может быть отказано. Госуслуга оказывается безвозмездно, однако заявленные в регламенте сроки ответов пока еще, к сожалению, не отвечают потребностям бизнеса в скорости решения задач и не отвечают на все вопросы, которые могут возникнуть у предпринимателя при приобретении товаров.

Курочкина Оксана Леонидовна ,

адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО (Москва)