Блог

Разбор дел об административных правонарушениях в ВЭД (Кейс №2)

2021-07-07 13:01 6 страница
Как для гендиректора снизить риск привлечения к ответственности по КоАП? Продолжаем серию постов с разбором дел по КоАП в ВЭД. Сегодняшняя тема будет полезна юристам, логистам, управляющим всех уровней и гендиректорам. Поговорим про ответственность гендиректора. Как правило, привлекается к ответственности генеральный директор по той логике, что он отвечает в целом за компанию. В юридической практике принято говорить “должностное лицо”, здесь будем говорить “гендиректор”, чтобы было понятнее. Может ли привлекаться к административной ответственности и компания, и одновременно гендиректор как физлицо по той же статье? ❗Да, может, это правомерно и предусмотрено статьей 2.1 КоАП. Судебная практика также это подтверждает. Что делать, чтобы снизить риск привлечения гендиректора? У нас принято трактовать так, что гендиректор отвечает и за нарушения таможенных правил, и за нарушения в сфере налогового, бухгалтерского учета, и за логистику и пр. Особенно это актуально для крупных компаний, где и проблем больше, и дел по КоАП тоже, к сожалению, много. В таком случае вот что рекомендуем. Предлагаем закрепить в компании распределение обязанностей отдельным внутренним нормативным актом, в котором указать зоны ответственности каждого из подразделений, и указать ответственных лиц. То есть, в должностной инструкции управленческой должности будет прописано, за что руководитель отвечает. Конечно же, сотрудники должны будут принять это и расписаться, что ознакомлены и согласны взять на себя такую ответственность. Итого, понадобится составить и подписать:

1️⃣ Внутренний нормативный акт (приказ или пр.), в котором указать зоны ответственности управляющих;

2️⃣Положение об ответственности;

3️⃣ Внести дополнения о зонах ответственности в должностные инструкции. Например, есть отдел логистики. Отдел занимается оформлением перевозок, это его основная работа и его руководитель в курсе большего числа нюансов перевозок, чем гендиректор. Это логично. Поэтому ответственность по грузоперевозкам будет закреплена именно за руководителем отдела логистики. Так нагрузка по правовым рискам будет распределена между управляющими. Не будут ли они против? На практике мы видим, что когда человек что называется “на своём месте”, профессионал, то он не боится ответственности и воспринимает это нормально.