Блог

Разбор дел об административных правонарушениях в ВЭД (Кейс №11)

2021-08-03 13:27 6 страница
Дело возбуждается и вы тоже: действия участника ВЭД на старте
И снова в эфире неугомонные защитники участников ВЭД! Наша сага о делах по КоАП продолжается. Сегодня проговорим инструкцию: что делать в самом начале производства по делу об административном правонарушении. Дела по КоАП порой кажутся не такими серьёзными, как, например, дела по УК РФ. Однако, вовремя не урегулированное дело может принести участнику ВЭД немало хлопот – ничего не оставляет наша таможня просто так. Вот участник ВЭД получает уведомление о том, что генеральный директор вызывается на составление протокола по делу по КоАП. Даже если вы считаете, что события правонарушения не было, всё равно нужно реагировать, и как можно быстрей. Алгоритм действия ВЭД-бойца:

1️⃣ Составить обращение, где изложить свою позицию. Это супер необходимо, когда дело кажется странным или “вытянутым из пальца”. Обращение – это ваше алиби, что вы отреагировали и подтвердили правомерность своих действий – например, при декларировании верно и полно указали информацию о товаре. На этот документ можно будет потом ссылаться в суде (если до этого дойдёт). Отправить обращение можно почтой, либо сдать лично через канцелярию, или бросить в ящик на входе в таможню. Электронной почтой тоже можно направлять, но я рекомендую так делать, если известен адрес почты должностного лица, ведущего производство по делу. Разрешено подавать любое число обращений, например, если всплывают новые детали. Если не подать обращения в ответ на сообщение о возбуждении дела, скорее всего, административная машина завертится не в вашу пользу.

2️⃣ Если протокол всё -таки был составлен, то начинается административное расследование. В случаях, когда сначала было вынесено определение (а не протокол), то следом идёт протокол, а потом уже расследование. Ваши действия: желательно всегда присутствовать лично при составлении протокола, при рассмотрении дела в таможне – генеральному директору или представителю (по доверенности). Личный контакт здесь незаменим. По нашему опыту за последний год все дела по КоАП, по которым мы ездили в таможню и которые были “без состава”, в итоге не были возбуждены. Т.е. сотрудник таможни берет время подумать, направляет документы в отдел административных расследований, они рассматривают доводы участника ВЭД и в итоге дело не возбуждают. Если же вы понимаете, что нарушение с вашей стороны было, то сразу вычисляйте, насколько вина серьезная, имеет ли место малозначительность (в кейсе № 9 был пример дела с малозначительностью нарушения). Пишем ходатайство о применении малозначительности к делу. Что ещё: проводим внутреннюю служебную проверку и собираем пакет документов, которые потенциально потребует таможня, не дожидаясь требования, и пишем объяснение. Как можно быстрее активизируем внутренние процессы компании для устранения/смягчения последствий: проводим (и фиксируем письменно) совещания о возникшей проблеме, издаём акт проверки, назначаем обучение работникам. И составляем обо всё этом ходатайство, где сообщаем о наличии смягчающих обстоятельств. По нашему опыту, в таких случаях если наказание и назначается, то минимальное – штраф в ½, а не в 2-кратный, от величины стоимости товара или суммы неуплаченных таможенных платежей.

3️⃣ Далее таможня ведёт своё расследование, а вы – своё. Направляем запросы всем, кто был связан с поставкой этого товара: контрагентам, поставщикам, в государственные органы, уполномоченные в данной сфере, в органы сертификации либо в испытательные лаборатории. Сами собираем “показания” с сотрудников – т.е. служебные записки. Чтобы доказать свою версию, она должна быть детальной и аргументированной! Готово? Оформляем результаты проведенного служебного расследования в виде заключения о результатах проверки. Дальше этот документ можно смело передавать в таможню в качестве доказательства. Так можно показать, что вина была не ваша, а, например, контрагента.

4️⃣ Далее таможня либо прекращает дело, либо сама выносит решение, либо отправляет дело в суд. На этом же этапе может приниматься решение о конфискации товара. Между 1 и 3 этапом проходит не менее 14 дней – столько у вас есть времени, чтобы “вооружиться” документами и отправить первые ходатайства.

5️⃣ Если история дошла до суда, то суд рассматривает дело и выносит решение. Опять же, в суде продолжаем отстаивать свою позицию, привлекаем все возможные документы и доказательства, что мы старались избежать нарушения, мы исправляемся. После решения суда есть 10 суток, чтобы его обжаловать.