Тенденции в проверках ФТС. Как мы обжалуем решения о таможенной стоимости? Стало ли меньше контроля со стороны ФТС? По моему опыту и опыту коллег-юристов с начала 2022 г. количество дел увеличилось в 3 раза, по сравнению с прошлым годом. За 22-23 г. все жалобы на решения о корректировке таможенной стоимости, которые у меня были в работе, удовлетворены, это порядка 75 жалоб в год. Давайте посмотрим, как получать результат в максимально короткий срок. Мы помним, что таможенная стоимость включает в себя стоимость товара, расходы на логистику, транспорт, страховку, услуги посредников. Эту сумму импортёр должен показать в декларации на товары. Самое частое вменяемое таможней нарушение – это занижение таможенной стоимости. При подозрении на занижение, долго не думая, таможенный орган доначисляет платежи. Почему мы говорим «долго не думая»? Потому что по внутренней логике этой организации, отдел контроля (который проверяет груз) нечасто ходит в суд, этим занимается другой отдел. Грубо говоря, KPI по количеству штрафов находится в одном отделе, а KPI по выигранным судам – в другом. Поэтому доначислить платежи или нет – в основном такой вопрос не ставится, при малейшей оплошности в документах участника ВЭД ждет корректировка таможенной стоимости. Способ быстро обжаловать решение о внесении изменений (дополнений) в ДТ – это подать жалобу в вышестоящий таможенный орган. Например, мы жалуемся в Московскую таможню на решение поста. В этом случае срок рассмотрения жалобы всего 1-2 месяца. Если же мы обращаемся в суд, стоит закладывать полгода-год. Хочу обратить ваше внимание, что решение суда вступает в силу только после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, либо если не будет обжаловано решение суда первой инстанции. То есть, вы выиграли суд, прошел месяц, таможня решает подать апелляцию – дело не закрыто, борьба продолжается. Это ещё минимум 2 месяца. Если дело на очень большую сумму, то можете быть уверены, что ваш оппонент пойдет и в кассационную инстанцию. Даже если решение апелляции на тот момент вступит в силу, по которому деньги вам должны вернуть, то кассационная инстанция будет рассматривать дело ещё несколько месяцев, при этом дело может вернуться обратно в суд первой инстанции – и пошло всё по новой. А ещё есть праздники, у судей бывают отпуска… В итоге получается, что уже 12 месяцев вы «ходите по инстанциям», а воз и ныне там. Возможно ли после того, как вам откажет вышестоящий таможенный орган подавать в суд? Да, это не запрещено. Вы написали жалобу на пост, таможня сказала «нет, всё правильно», вы вправе в течение 3-х месяцев подать жалобу далее в вышестоящий таможенный орган. Например, на Балтийскую таможню пожаловались в СЗТУ, СЗТУ сказала «всё правильно», тогда жалуетесь уже в ФТС. И даже после того, как вам ФТС РФ скажет: «да нет, всё правильно», вы вправе обратиться в суд. Как определить вышестоящий таможенный орган? Для таможенного поста это будет таможня. Для этой таможни чаще всего – региональное таможенное управление, далее идёт ФТС России. Полную иерархию можно найти на сайте ФТС России.