Наш эксперт по таможенным спорам, адвокат с двадцатилетним опытом судебной практики Оксана Курочкина делится своим видением нового Постановления Пленума Верховного Суда #49.
«Новое Постановление Пленума Верховного Суда: 5 ключевых идей. Поскольку у меня, как «человека судящегося» в последнее время постоянно интересуются, хочу кратко охарактеризовать ключевые тезисы постановления Пленума Верховного суда по таможенным спорам от 26 ноября 2019 года и пояснить почему нововведения важны и нужны не только юристам и «профессиональным спорщикам с таможней», но и обычным декларантам. В сфере таможенного регулирования без конца меняются правила игры, вводятся новые условия и требования. С 2018 года даже основные нормативные акты были приняты новые. Что уж говорить о подзаконных документах? За подобным вихрем изменений не всегда успевают не только участники ВЭД, но и суды, в результате чего накопилась противоречивая судебная практика. Не только суды различных округов принимают диаметрально противоположные судебные акты в отношении одних и тех же товаров и обстоятельств, но даже разные составы одного и того же арбитражного суда. Потому принятие нового постановления Пленума Верховного Суда, давшего ответы на наиболее часто возникающие вопросы, можно только приветствовать. Кроме того, разъяснения Пленума, формально направленные исключительно на формирование единообразной судебной практики, на деле принимаются уполномоченными государственными органами (а нашем случае - таможней) как указания к действию и/или допустимые рамки совершения возможных действий. Итак! Презумпция добросовестности участника ВЭД. То есть априори суды считают, что участник ВЭД - «белый и пушистый», и обязанность доказывания обратного лежит на таможенном органе. В случае, если такие доказательства не представлены, действия/решения таможенного органа неправомерны. Таможенные органы не должны исправлять свои ранее допущенные ошибки и собирать новые доказательства в рамках судебного разбирательства. Отличный тезис, НО участникам ВЭД теперь стоит готовиться к тому, что запросов документов на этапе таможенного контроля станет больше... Участники ВЭД в обоснование своей позиции могут ссылаться на решения и рекомендации Всемирной таможенной организации. Долгожданная новелла (хотя в проекте Постановления было и противоположное утверждение, но обошлось ) Срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении или дополнении сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи обращения. Проведение мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешён спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между участником ВЭД и таможенным органом разногласиями. Иными словами, если суд уже принял решение в пользу декларанта, проводить новую проверку в отношении этих же товаров и обстоятельств, НЕЛЬЗЯ!
«Новое Постановление Пленума Верховного Суда: 5 ключевых идей. Поскольку у меня, как «человека судящегося» в последнее время постоянно интересуются, хочу кратко охарактеризовать ключевые тезисы постановления Пленума Верховного суда по таможенным спорам от 26 ноября 2019 года и пояснить почему нововведения важны и нужны не только юристам и «профессиональным спорщикам с таможней», но и обычным декларантам. В сфере таможенного регулирования без конца меняются правила игры, вводятся новые условия и требования. С 2018 года даже основные нормативные акты были приняты новые. Что уж говорить о подзаконных документах? За подобным вихрем изменений не всегда успевают не только участники ВЭД, но и суды, в результате чего накопилась противоречивая судебная практика. Не только суды различных округов принимают диаметрально противоположные судебные акты в отношении одних и тех же товаров и обстоятельств, но даже разные составы одного и того же арбитражного суда. Потому принятие нового постановления Пленума Верховного Суда, давшего ответы на наиболее часто возникающие вопросы, можно только приветствовать. Кроме того, разъяснения Пленума, формально направленные исключительно на формирование единообразной судебной практики, на деле принимаются уполномоченными государственными органами (а нашем случае - таможней) как указания к действию и/или допустимые рамки совершения возможных действий. Итак! Презумпция добросовестности участника ВЭД. То есть априори суды считают, что участник ВЭД - «белый и пушистый», и обязанность доказывания обратного лежит на таможенном органе. В случае, если такие доказательства не представлены, действия/решения таможенного органа неправомерны. Таможенные органы не должны исправлять свои ранее допущенные ошибки и собирать новые доказательства в рамках судебного разбирательства. Отличный тезис, НО участникам ВЭД теперь стоит готовиться к тому, что запросов документов на этапе таможенного контроля станет больше... Участники ВЭД в обоснование своей позиции могут ссылаться на решения и рекомендации Всемирной таможенной организации. Долгожданная новелла (хотя в проекте Постановления было и противоположное утверждение, но обошлось ) Срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении или дополнении сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи обращения. Проведение мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешён спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между участником ВЭД и таможенным органом разногласиями. Иными словами, если суд уже принял решение в пользу декларанта, проводить новую проверку в отношении этих же товаров и обстоятельств, НЕЛЬЗЯ!