Новости

Адвокат «ПРАВО для БИЗНЕСА» Оксана Курочкина прокомментировала изданию «Горизонт событий»

1 страница
Адвокат «ПРАВО для БИЗНЕСА» Оксана Курочкина прокомментировала изданию «Горизонт событий» ситуацию с ожидаемым повышением ставок утилизационных сборов https://horizonevents.ru/utilsbor

Утилизационный сбор — платёж за утилизацию товара. Он может включаться в стоимость товара, взиматься отдельно при продаже или перед утилизацией.

Часто утилизационный сбор приравнивают к налогу, но это не верно.

И налог, и утилизационный сбор — обязательные платежи, но исполняют разные функции. Как установлено в Налогом кодексе РФ (п. 1 ст. 8) налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований. А сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

— или является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);

— или обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Таким образом уплата утилизационного сбора является условием для введения в оборот на территории РФ транспортного средства, а налоги мы платим «просто так», без привязки к получению каких-то благ или разрешений.

Утилизационный сбор существует практически во всех развитых странах. Не стала исключением и Российская Федерация. В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа. Платить утилизационный сбор обязаны: — производители – за транспортные средства, изготовленные в России; — импортеры – за транспортные средства, ввезенные в Россию; — покупатели (организации и физлица) – за транспортные средства, по которым не уплачен утилизационный сбор.

То есть если транспортное средство купили у тех, кто: освобожден от уплаты утилизационного сбора; должен был заплатить утилизационный сбор, но не сделал этого. Утилизационный сбор по каждому объекту подлежит оплате единожды. Иными словами, если производители, импортеры или первые владельцы сбор за транспортное средство оплатили, то больше платить не надо. Еще в конце прошлого года на regulation.gov.ru был размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Данный проект был разработан во исполнение проекта Федерального закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, однако до настоящего времени не принят. Действующий статус — на данном этапе проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

Правительство РФ и в 2018, и в 2019 уже вносило изменения в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. То есть сложилась устойчивая практика повышения ставок утилизационных сборов. Рассчитывать на то, что ставки останутся прежними, не стоит. Существует мнение, что рост ставок утилизационных сборов, по сути, представляет собой меру протекционизма и направлен на защиту внутреннего рынка.

Постепенное снижение таможенных пошлин на ряд товаров, осуществляемое в соответствии с условиями вступления РФ в ВТО, по сути подталкивает Правительство к подобным мерам. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что доля утилизационного сбора в стоимости импортных автомобилей составляет порядка 5%, при этом за период 2018 – 2019 годов ввозная пошлина на импортируемые легковые автомобили была снижена с 20% до 15%.

Таким образом, существенного удорожания импортной техники в связи с индексацией ставок утилизационного сбора не ожидается. Однако по оценке некоторых экспертов изменение ставок может привести к росту цен на новые автомобили до 50 тысяч рублей. В части импортируемых автомобилей также необходимо отметить, что ставка утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, составит не более 4500 руб. в отношении новых автомобилей и не более 6500 руб. в отношении автомобилей, бывших в употреблении.
Made on
Tilda