Вопрос: Насколько правомерно запрашивать сертификат происхождения в рамках Постановления 2240, если сведения по стране заявлены в документах?
Ответ: ст. 314 ТК ЕАЭС предусмотрено право таможенного органа при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверять документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения. А также в случае, если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно, и при проведении таможенного контроля обнаружено, что в отношении декларируемых товаров могут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, зависящие от происхождения товаров, таможенный орган вправе запросить документы о происхождении товаров. пункт 24 непреференциальных правил говорит о том, что в случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган государства-члена вправе запросить сертификат. Такой запрос должен быть обоснованным и должен содержать информацию, указывающую, какие сведения в декларации о происхождении товара могут быть недостоверными.
Вопрос: По стране происхождения тоже вопросы есть. Зачастую предоставляют электронную копию сертификата в таможню. Последние требуют оригинал (по непреференциальным сертификатам), как следствие доначисление. Какая практика у экспертов?
Ответ: В случае выявления признаков того, что сведения, содержащиеся в представленной для целей подтверждения происхождения товаров копии сертификата (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии), не соответствуют сведениям, содержащимся в оригинале сертификата, таможенный орган государства-члена вправе запросить оригинал сертификата на бумажном носителе, за исключением случаев, когда сертификат выдается уполномоченным органом исключительно в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе. Практика: запрашивали оригиналы, обязательно с сохранением всей переписки (если она в электронном виде - скрин экрана). Не успели предоставить сертификаты в рамках проверки. При обжаловании решения о доначислении предоставили в суд доказательства запроса оригиналов сертификатов, доказательства того, что направляли эти оригиналы в таможенный орган и ответ таможни о том, что сертификаты не принимают, т.к. сроки проверки истекли. Суд удовлетворил требования декларанта, решение о доначислении отменено. Дополнительный довод в суде: Таможенный орган в ходе проводимой проверки документов и сведений имеет право обратиться в компетентный орган страны происхождения, выдавшей сертификат -непосредственно в Торговую палату страны происхождения товара, поскольку именно такие правовые последствия при сомнении в надлежащем оформлении Сертификата о происхождения товара либо при возникновении обоснованных сомнений в его безупречности, предусмотрены ч.2 ст.314 ТК ЕАЭС.
Ответ: ст. 314 ТК ЕАЭС предусмотрено право таможенного органа при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверять документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения. А также в случае, если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно, и при проведении таможенного контроля обнаружено, что в отношении декларируемых товаров могут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, зависящие от происхождения товаров, таможенный орган вправе запросить документы о происхождении товаров. пункт 24 непреференциальных правил говорит о том, что в случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган государства-члена вправе запросить сертификат. Такой запрос должен быть обоснованным и должен содержать информацию, указывающую, какие сведения в декларации о происхождении товара могут быть недостоверными.
Вопрос: По стране происхождения тоже вопросы есть. Зачастую предоставляют электронную копию сертификата в таможню. Последние требуют оригинал (по непреференциальным сертификатам), как следствие доначисление. Какая практика у экспертов?
Ответ: В случае выявления признаков того, что сведения, содержащиеся в представленной для целей подтверждения происхождения товаров копии сертификата (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии), не соответствуют сведениям, содержащимся в оригинале сертификата, таможенный орган государства-члена вправе запросить оригинал сертификата на бумажном носителе, за исключением случаев, когда сертификат выдается уполномоченным органом исключительно в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе. Практика: запрашивали оригиналы, обязательно с сохранением всей переписки (если она в электронном виде - скрин экрана). Не успели предоставить сертификаты в рамках проверки. При обжаловании решения о доначислении предоставили в суд доказательства запроса оригиналов сертификатов, доказательства того, что направляли эти оригиналы в таможенный орган и ответ таможни о том, что сертификаты не принимают, т.к. сроки проверки истекли. Суд удовлетворил требования декларанта, решение о доначислении отменено. Дополнительный довод в суде: Таможенный орган в ходе проводимой проверки документов и сведений имеет право обратиться в компетентный орган страны происхождения, выдавшей сертификат -непосредственно в Торговую палату страны происхождения товара, поскольку именно такие правовые последствия при сомнении в надлежащем оформлении Сертификата о происхождения товара либо при возникновении обоснованных сомнений в его безупречности, предусмотрены ч.2 ст.314 ТК ЕАЭС.