Охрана интеллектуальной собственности в инновационной, технологической и военно-технической сферах
Опубликовано: «Имущественные отношения в Российской Федерации», 2013, № 3
Автор: О.Л. Курочкина, адвокат

Известно, что в настоящее время «выживаемость», и, следовательно, конкурентоспособность государства невозможны без поддержания мирового уровня научного и технического прогресса. Это означает необходимость поддержки постоянного и увеличивающегося потока нововведений (в основном технических), определяемых таким термином, как «инновации». В значительной степени такие инновации являются не чем иным, как результатами интеллектуальной деятельности. Вот почему я хочу уделить особое внимание инновациям в их связи с интеллектуальной собственностью.
К сожалению, в обществе сложился определенный стереотип восприятия интеллектуальной собственности, из-за чего в большей степени законодательно регулируются вещные отношения, а относящиеся к сфере нематериальных явлений новые идеи, технологии, управленческие решения не имеют адекватных форм оценки их стоимости, экономических и социальных критериев, юридических нормативов. Это приводит к появлению пиратства в интеллектуальной сфере. Не секрет, что в настоящее время даже со стороны ряда государств широко распространен промышленный шпионаж. Именно поэтому охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности, а также пресечение недобросовестной конкуренции должны входить в число стратегических целей как бизнеса, так и государства.
Развитие предпринимательства на территории Таможенного союза, создание единого экономического пространства, формирование цивилизованных рыночных отношений, а также необходимость эффективной интеграции в мировую экономику обуславливают необходимость постоянного совершенствования национального и наднационального законодательства в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности.
На территории Российской Федерации в связи с созданием Единого экономического пространства (далее – ЕЭП) и Таможенного союза действуют нормативные акты, касающиеся вопросов охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности (1-2). Ряд соглашений в настоящее время еще находится на стадии разработки. Проблемами охраны интеллектуальной собственности в условиях глобализации мировой торговли также занимается Всемирная торговая организация (ВТО), которая совместно с Всемирной организацией интеллектуальной собственности и другими международными организациями разработала рамочные правила, зафиксированные в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) (3).
Основными факторами, препятствующими формированию полноценного рынка объектов интеллектуальной собственности в странах СНГ, как справедливо отмечают многие эксперты, является традиционная невосприимчивость к новшествам, характерная для большинства отраслей и сфер экономики, а также слабое вовлечение интеллектуальной собственности в экономический оборот, что проявляется в низкой инновационной активности предприятий. Здесь же можно указать на невысокий уровень мотивации бизнеса к внедрению инноваций, поскольку существующее законодательство не предусматривает для инвесторов удобные организационно-правовые формы для осуществления венчурного финансирования.
Стоит также отметить невысокую степень капитализации интеллектуальной собственности и слабую ориентацию интеллектуальной деятельности на конечные результаты. Применительно к инновационным разработкам эксперты отмечают наличие тревожной тенденции к старению научных и изобретательских кадров, слабую ориентацию научных исследований и разработок на решение практических задач, нарушение в процессе проведения реформ ранее имевшихся кооперационных связей между действующими на территории Таможенного союза исследовательскими и хозяйственными структурами.
Структура рынка интеллектуальной собственности характеризуется его фрагментарностью и неоднородностью. Это проявляется в ограниченном характере и относительно статичных показателях развития ряда его сегментов, связанных с инновационной деятельности, а именно запатентованных изобретений, ноу-хау, интегральных схем, сортов растений, рынка промышленных образцов.
Другая важная особенность защиты прав интеллектуальной собственности на территории ЕЭП связана со спецификой структуры патентообладателей в странах Таможенного союза. Так, в отличие от развитых стран, где наиболее крупными патентообладателями являются большие компании, в странах ЕЭП обладателями запатентованных изобретений в основном являются научно-исследовательский сектор (25–35%), вузы (20–30%) и физические лица (15–25%). Доля предприятий составляет лишь 5–15 процентов. В этой тенденции явно проявляются ограниченная практическая значимость запатентованных изобретений, а также низкое качество самих патентов. Это один из важнейших факторов, препятствующих расширению инновационного рынка.
Следует также отметить, что в странах Таможенного союза только среди иностранных правообладателей запатентованных изобретений превалируют крупные зарубежные компании. При этом такие объекты интеллектуальной собственности, как товарные знаки, программное обеспечение, литературные и музыкальные произведения и т. д., во всех странах ЕЭП достаточно широко вовлечены в рыночные отношения, в том числе в качестве товаров. Здесь тоже есть проблемы, среди которых можно отметить проблему существования и использования бывших «советских» товарных знаков.
После развала СССР, по оценке Федеральной службы по интеллектуальной собственности, осталось около 4 000 товарных знаков Советского Союза, из них по пищевым продуктам – около 70, по кондитерским изделиям – около 250, по лекарственным средствам – около 600 товарных знаков, остальные – промышленные товарные знаки (4).
Сегодня в национальных системах регистрации товарных знаков стран СНГ права на такие товарные знаки зарегистрированы за различными правообладателями (например, наименования советских конфет «Му-Му», «Красная Шапочка» и т. д.). В связи с этим назрела необходимость в создании законодательного механизма, который предусматривал бы возможность использования советских торговых марок их давними производителями в современных условиях, а также нормативно урегулировал вопросы, связанные со свободой перемещения товаров в рамках создаваемого Единого экономического пространства, где неукоснительно соблюдается этот принцип.
Также одной из особенностей национальных инновационных рынков стран ЕЭП является их практическая изолированность от мирового и соответствующих региональных рынков. Прежде всего, это обусловлено не только низкой степенью вовлеченности в мировое экономическое, научное, инновационное и информационное пространство, но и различиями в мотивации инновационной деятельности, стандартах, менеджменте, в бухгалтерском учете, финансовой отчетности и т. д.
Дополнительно стоит отметить, что в едином экономическом пространстве (в частности, в процессе реформирования оборонно-промышленного комплекса, в ходе осуществления военно-технического сотрудничества) возникает много вопросов и в связи с необходимостью защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку это напрямую влияет на безопасность и обороноспособность наших государств.
Недостаточно полно в законодательстве разработан и правовой механизм защиты объектов промышленной собственности, экспонируемых на выставках до подачи заявок в национальное патентное ведомство. Показ новейших образцов продукции, последних изобретений, полезных моделей, является одной из основных целей выставок. Это дает возможность изобретателям вести прямой маркетинг своих разработок, оценивать интерес к ним рынка, находить потенциальных покупателей. В то же время если выставляемым экспонатам не обеспечивается правовая защита путем их патентования, то раскрытие сущности изобретения создает реальную возможность его несанкционированного использования, а также может опорочить новизну и создать таким образом дополнительные помехи при дальнейшем патентовании.
В мировой практике эта проблема решается с помощью так называемой «льготы по новизне» для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и выставочным приоритетом для товарных знаков, демонстрируемых на выставках. При этом основным вопросом при установлении выставочного приоритета является определение статуса выставки. Однако в настоящее время в законодательстве отсутствует определение понятия «официальная или официально признанная международная выставка». Также не определен порядок подтверждения факта демонстрации объектов промышленной собственности на выставке, что облегчает промышленный шпионаж.
В целом же развитие рынка интеллектуальной собственности в большинстве стран ЕЭП эксперты в основном оценивают как зачаточное. Основная причина этого, как уже отмечалось, – прежде всего, невысокий спрос бизнеса на инновации. Как следствие – выраженные тенденции снижения патентной активности, низкая степень поддержания в силе патентов, незначительное число заявок на получение патентной защиты за рубежом, а также ограниченная доля инновационных предприятий (не более 11–12%) и незначительная доля инновационной продукции (до 6–7%) в ее общем объеме. Последние показатели в 5–6 и более раз уступают аналогичным показателям, характерным для развитых стран.
В этом контексте ограниченность рынка инноваций является одним из важнейших факторов, сдерживающих технологическое развитие современного общества и переход на инновационную модель экономического роста.
В условиях активного развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых международно-признанных подходов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности, правовой охране, коммерциализации и защите прав на них и разработке соответствующих стандартов. На пути формирования рынка интеллектуальной собственности по-прежнему сохраняется актуальность разработки и принятия пакета законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих эффективное и качественное правовое регулирование в интересах охраны и защиты интеллектуальной собственности, инновационного развития, повышения качества жизни, качества власти и качества закона.
Формированию единообразной практики применения законодательства в сфере интеллектуальной собственности также могло бы поспособствовать формирование наднациональной судебной практики.
Неизбежность перехода на инновационную модель экономического роста очевидна. Устойчивое развитие должно обеспечиваться за счет реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологических секторов экономики.
Резюмируя сказанное, отметим, что важнейшим условием формирования инновационной модели экономического развития в странах Таможенного союза является создание зрелого рынка интеллектуальной собственности.

Литература и информационные источники
  1. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза: решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.
  2. О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности: Соглашение Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2010 года.
  3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) от 15 апреля 1994 года (г. Марракеш).
  4. URL: http://getmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2007/02/13/576
Made on
Tilda